Консультация для
родителей.
Развитие
мыслительных процессов у детей с ЗПР.
автор: Калашникова Галина Николаевна
В период дошкольного
детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет
жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная
деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные
виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Важная особенность психического
развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия,
способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для
успешного обучения в школе.
Дети с ЗПР к младшему
школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые
являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе
коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог
способствует успешному развитию мыслительных операций.
Основной из задач в
коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение,
классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления
на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть
в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно
анализировать предмет без опоры на сам предмет. (сначала ребёнка знакомят с
предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с
однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку,
и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки:
собака-кошка, собака-медведь и т.д.). Синтез – противоположно анализу.
Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление
взаимоотношений между признаками предмета.( т.е. у ребёнка достаточно накоплено
знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и
сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).
У детей с ЗПР задержка
проявляется в низких темпов развития высших психических функций, снижена познавательная и
интеллектуальная активность. Во всех
видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети
затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по
существенному).
Причины:
·
низкий
уровень сведений об окружающем мире
·
бедность
понятийного словаря
·
долго
сохраняется конкретность мышления
·
усвоение
специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
Основной целью этих
занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об
окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно
связано с формированием у них умением наблюдать, выделять существенные признаки
в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия,
группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения
во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а
сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая
деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру;
нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и
т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить,
расширить первоначальные представления - это заслуга воспитателя.
1)
Сравнение:
Помидор
– лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это
овощи , т.к растут в огороде на грядке).
помидор
– банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан
жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт)
1. Игра «Сравни предметы». Дети сравнивают предметы столовой и кухонной посуды (
Это кастрюля и глубокая тарелка. Кастрюля – это предмет кухонной посуды, а
тарелка – предмет столовой посуды. Кастрюля изготовлена из железа, а тарелка –
из фарфора. У кастрюли есть дно, ручки, крышка, стенки; у тарелки дно и стенки
).
2. Игра «Отгадай по описанию».
Воспитатель, а потом и
ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные должны угадать его название (
он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)
3. Составление рассказа – описания по схеме.
4. Игра « Угадай, что у меня?» Воспитатель, а затем ребёнок
описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль,
ей любят играть мальчики).
5. Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету:
зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)
6. Игра « Кто больше назовёт?» Дети называют овощи (фрукты, ягоды)
красного (жёлтого, зелёного) цвета.
7. Группировка предметов. ( геометрические фигуры)
По одному признаку:
(старший возраст)
- цвет
- размер
- форма
По двум признакам:
(подготовительный возраст).
- форма, цвет и размер
- размер, форма и цвет
- размер, цвет и форма.
Выполняя систематически
все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями,
поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о
предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
автор: Калашникова Галина Николаевна
автор: Калашникова Галина Николаевна
Когда обед превращается в скандал: как накормить капризного ребенка
(рекомендации родителям)
Для некоторых особо тревожащихся родителей питание
ребенка становится прямо-таки смыслом жизни. Они постоянно спрашивают, не
голоден ли он. Жалуются воспитательницам, что их ребенок ничего не ест и очень
худой. Родители упорно пытаются накормить любимое чадо, как будто именно в
приеме пищи заключается спасение. Так что же делать, если стол накрыт, а
ребенок отказывается есть?
Начать разговор о правильном питании лучше с того,
чего делать ни в коем случае нельзя.
Не заставляй
Это первое и самое главное правило – нельзя заставлять
ребенка есть. И тем более нельзя наказывать его за то, что он не доел. Пищевое
насилие недопустимо: это ведет к расстройству желудка и нарушению обмена
веществ. Если ребенок отказывается даже от очень вкусной еды, значит, он еще не
проголодался. Он не будет есть то, что ему не нравится. И не нужно ругаться!
Твой малыш не должен вздрагивать от фразы "Пора обедать".
Не уговаривай
"Ну давай же! Ложечку за папу, ложечку за
маму…" – наверняка хоть раз, но ты прибегала к такой уловке. Но ребенок
капризничает и постоянно отвлекается. А ты продолжаешь свою песню: ну съешь еще
немножечко, ну чуть-чуть! Но ведь уговоры – это тоже в некотором роде насилие.
В крайнем случае (например, если нужно дать ребенку лекарство) можно прибегнуть
к уговорам. Но делай это ненавязчиво. Попробуй использовать элемент игры.
Не обещай
"Доешь обед – куплю мороженое" или
"Съешь кашу – разрешу погулять подольше". Обещания могут стать
опаснее уговоров. Этим ты только избалуешь ребенка. Еда – это не то, с помощью
чего надо добиваться послушания. Подкупать ребенка нельзя ни в коем случае,
иначе он даже завтракать будет в обмен на что-то.
Не спеши
У каждого ребенка свой темп еды. И два малыша за
столом могут есть с разной скоростью. Поэтому соревнования "кто
быстрее" не пройдут. Не торопи ребенка, даже если ты действительно куда-то
опаздываешь. Или пусть дело подождет, или пусть завтрак останется недоеденным. Торопя ребенка, ты рискуешь
сделать из него невротика.
Когда обед
превращается в скандал: как накормить капризного ребенка
Нет раздражителям
Когда ребенок сел за стол, постарайся, чтобы его ничто
не отвлекало. Выключи телевизор, радио, убери книжку и игрушки. Настрой его на
то, что сейчас будет обед. Кормить ребенка при включенном телевизоре
неправильно и вредно для здоровья малыша: это негативно влияет на
пищеварительные процессы. Но имей в виду: если ребенок отвлекается, значит, он не
проголодался. Не настаивай.
Не волнуйся!
Это последнее и самое важное "не": не
переживай, что ребенок (по твоему мнению) мало ест. Не дергай его постоянными
расспросами: "А что ты поел? А сколько ты съел?" Можешь быть уверена:
как только ребенок проголодается, он обязательно об этом сообщит.
Подавая ребенку еду, веди себя спокойно. Не стой у
него над душой. Если же он ничего не съел, то не надо это никак комментировать.
Просто убери тарелку, но до следующего приема пищи не давай ему никаких конфет
и печенья.
Педиатры уверяют: дети в возрасте от двух с половиной
до пяти лет нуждаются в небольшом количестве пищи. Этой порции хватает и для
поддержания сил, и для нормального развития. Хороший аппетит у детей
развивается только годам к семи. В школьном возрасте жалобы на то, что ребенок
ничего не ест, встречаются гораздо реже.
Чтобы с ребенком было меньше проблем, педиатры и
воспитатели детских садов дают следующие рекомендации:
• Обучи ребенка "пищевым запретам". Объясни
ему, что нельзя кусочничать конфетами и печеньем, нельзя есть мел, еду, которая
упала на пол, немытые фрукты и овощи: можно заболеть. Обосновывай свои запреты.
• Следи не за количеством, а за качеством пищи. Еда
должна быть сбалансированной, разнообразной, красиво оформленной. Не пугай
ребенка большими порциями.
• Купи ребенку отдельный набор посуды. Выбери красивые
небольшие тарелки. В маленьких тарелках и порции кажутся не такими
устрашающими. Хорошо, когда на дне тарелки есть интересная картинка: это стимул
доедать до конца. Пусть ребенок помогает тебе на кухне – раскладывает приборы,
приносит хлеб. Украшай еду или зеленью, или красиво сложенными салфетками.
• Есть особо активные дети, которые просто не могут долго
усидеть на месте. Чтобы их утихомирить, можно за обедом читать книжку: это
успокоит и поможет сосредоточиться.
• Соблюдай режим питания. Пусть у ребенка отложится, в какое
примерно время завтрак, в какое обед, а когда ужин. Это касается всех возрастов
– от грудничкового до школьного. При этом не удерживай ребенка за столом, пусть
идет играть, как только ему показалось, что он сыт.
• Педиатры не советуют кормить ребенка сразу после того, как
он пришел из детского сада. Возможно, он устал. Возможно, у него действительно
нет аппетита. Подожди, пока он сам попросит есть. И помни: вечером пища может
быть только легкой и нежирной.
• Не давай ребенку два блюда одновременно. Не ставь перед ним
второе, пока он не доел первое.
• Будь изобретательнее! Ребенку нравится необычное. Так
пофантазируй! Можно сделать "конфеты" из овощного пюре, творога,
просто поместив кусочки еды в яркие обертки, или есть суп, пить чай, компот и
т. д. через трубочку. Кстати, таким способом можно уговорить ребенка выпить
ненавистную микстуру.
• Самым капризным можно предложить рисовать во время еды.
Положи на обеденный стол альбом с карандашами. Если ребенок ест яблоко, рисуй
вместе с ним яблоко. Если ест суп – нарисуйте тарелку супа.
Чтобы накормить ребенка без скандала, придется проявить
некоторую гибкость и пойти на уступки. Прием пищи не должен превращаться в
мучение. Нельзя кормить ребенка через силу, даже если вам кажется, что он очень
худой и ему надо поправиться. На самом деле избыток пищи в таких случаях не
усваивается должным образом и приводит лишь к засорению организма. Когда дети
чувствуют, что им предоставлено право выбора, они с удовольствием едят то, что
и вся семья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий