Вы спрашивали...



«Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
автор: Калашникова Галина Николаевна  
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). "Пальчиковая гимнастика" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Практические занятия:

Упражнение 1          «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

Упражнения 2         «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем
(«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Упражнения 3
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения 4
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.







автор: Калашникова Галина Николаевна           
           Компьютер и ребенок

Одна из примет сегодняшнего дня — широкое использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни, в том числе и в системе образования. Учитывая их широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом они будут применяться в учебно-воспитательном процессе все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.
Педагоги и психологи на практике доказали, что применение компьютера в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Занятия с использованием специальных компьютерных программ развивают пространственное мышление, закладывают фундамент технического творчества, умение планировать свои действия. Компьютер позволяет ребенку по своему усмотрению менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала. А какие возможности предоставляются ребенку в плане поиска нужной информации!
Список положительных сторон можно продолжать бесконечно, но вряд ли это необходимо. Сегодня уже никто не ведет дискуссий на тему «Нужен ли компьютер нашим детям?». Ответ очевиден. Но так ли он безобиден для ребенка? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Проблемы охраны здоровья детей, профилактики снижения их работоспособности, предупреждения переутомления при использовании компьютеров постепенно решаются, но до сих нор не утрачивают своей актуальности.
Работа на компьютере необычная, она не похожа на другие виды занятий. Kаk влияет  эта работа на детский организм — еще изучено недостаточно. Известно, что у подавляющего большинства взрослых операторов к концу рабочего дня появляются различные болезненные ощущения. Старшие школьники, работающие в школе 2—4 ч, также жалуются на общую усталость, боль в глазах, неприятные ощущения в мышцах плечевого пояса. Хотя дошкольники занимаются и того меньше, но и для них существует опасность неблагоприятного воздействия на организм целого комплекса вредных факторов.
Работа на компьютере отражается прежде всего на зрении. И неудивительно, ведь большую часть времени приходится общаться с видеотерминалом, рассматривать информацию на светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Работа глаза в этом случае по своему напряжению отличается от работы зрительного анализатора в других условиях (при чтении книг, учебников, просмотре телепередач).
Работа на компьютере также связана и с нервным напряжением а при определенных условиях становится стрессогенной. Так, например, при общении ребенка с игровыми программами, требующими быстрой ответной реакции, кратковременной концентрации нервных процессов, у него может возникать выраженное утомление.
При управлении компьютером детям требуется выработка, специальных навыков. Им приходится отыскивать и нажимать на определенные клавиши клавиатуры и одновременно зрительно контролировать происходящее на экране. Для детей дошкольного возраста это трудно в силу функциональной слабости кисти руки, а также потому, что при переходе к работе с новой компьютерной программой изменяется расположение функциональных клавиш, и приходится снова запоминать новое их расположение.
Работа с «мышкой» еще более сложна для ребенка, поскольку требует определенного уровня развития тонких зрительно-двигательных координаций. Конечно, дети, увлеченные работой на компьютере, все это выполняют, но какой ценой? Какова при этом функциональная стоимость их работы? Оказывается — немалая, а в ряде случаев чрезмерная.
Кроме того, детям приходится преодолевать и смысловые трудности программы, запоминать количество, окраску, расположение объектов на экране и правила манипулирования с ними. Все это требует от 5—6-летнего ребенка развития памяти, воображения, ассоциативного и логического мышления, внимания. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети еще не способны к длительному произвольному вниманию.
Итак, очевидно, что к организации занятий дошкольников с использованием компьютера нужно относиться с высокой степенью ответственности. Можно ли предотвратить негативное влияние компьютерной деятельности на организм ребенка? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что если занятия организуются и соответствии с возрастными (функциональными возможностями детей, то они не оказывают неблагоприятною воздействия на их здоровье.
Для того чтобы предупредить утомление и переутомление детей, а также сохранить их здоровье и при этом достичь высокого педагогического эффекта, необходимо соблюдать несколько обязательных правил.
Во - первых, создать оптимальные условия для проведения занятий с использованием компьютера. Они должны соответствовать основным требованиям, изложенным в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы». Это касается и самого помещения, и организации рабочего места ребенка, и показателей воздушной среды, и характеристик освещения рабочего места и кабинета в целом, и качества самого компьютера. Мебель (стул и стол) по своим размерам должна соответствовать росту ребенка. Во время работы дети должны сохранять правильную позу:
голова слегка наклонена вперед (5—7°);
предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук;
угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°;
линия взора ребенка должна быть перпендикулярной экрану и приходиться в центр или на 2/3 высоты экрана;
расстояние глаз ребенка до экрана не должно быть менее 50 см (оптимально 60—70 см);
между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см;
для достижения устойчивости посадки ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3— 3/4 длины бедра;
край сиденья стула должен заходить на 3—5 см за край стола, обращенного к ребенку;
спина ребенка должна иметь опору;
обязательна опора для ног в виде специальной подставки.
Во-вторых, режим работы на компьютере должен быть рациональным и соответствовать не только возрасту ребенка, но и состоянию его здоровья. Этого аспекта организации занятий с использованием компьютера коснемся более подробно.




автор: Калашникова Галина Николаевна

Домашняя игротека по развитию речи.
При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение
Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Родитель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Взрослый  говорит ребёнку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
Игра «Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
 Игра «Придумай слово»
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д.  
Игра на развитие речи «Строим дорожку»
Можно играть всей семьёй, взрослый придумывает первое слово а ребёнок называет слово на последний звук предыдущего слова и т.д.
Игра «Ловушка»
Ребёнок должен хлопнуть в ладоши если услышит заданный звук.
Игра на развитие речи «Поймай слог»
Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Взрослый произносит слово а ребёнок хлопает в ладоши столько раз сколько в слове слогов.
Игровое упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.
Игровое упражнение «Подбираем рифмы»
Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок)
И щенков без ... (рукавичек)
Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.
Игровое упражнение «Чье все это?»
Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.
Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.
Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.
Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое  взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например,  взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
 Взрослый предлагае ребёнку по фантазировать.
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.
Взрослый,  рассказывает ребёнку начало сказки или рассказа, а ребёнку дается задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Упрямые слова»
Расскажите ребёнку, что есть на свете упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пальто, кино, пианино, метро). Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах .
Игра «Я дарю тебе словечко»
Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово объясняя его значение. Слова самые разные: капель, проталина, гиря, штанга……

Все эти игры нужно проводить с желанием и хорошим настроением.
Не забывайте хвалить своего ребёнка за старание!
Успехов Вам и Вашему малышу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий